ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
1. Что такое портфолио учителя?
2. Какова структура портфолио?
3. Каковы основные принципы составления
портфолио?
С одной
стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений
для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно,
– для самонаблюдения и самосовершенствования педагога, третье – как форма
прохождения аттестации.
Что такое портфолио учителя?
Портфолио (от англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или
документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих
представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Это одна из
самых важных составляющих успешного поиска работы через Интернет. Ведь
благодаря портфолио, даже не видя тебя, и не общаясь с тобой, у заказчика есть
возможность сделать конкретные выводы о твоих опыте и профессионализме. И
поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит
заинтересованность работодателей в твоих услугах.
Это
описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее
в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере
профессиональной эффективности учителя. Материалами его могут являться
ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по
профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует
индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие
разработки, исследования, доклады.
Создание и продвижение
портфолио преследует также ряд частных целей:
Портфолио профессиональной деятельности
педагогического работника системы дополнительного образования как форма
прохождения аттестации
Портфолио
профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время
рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его
профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении
экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
В
портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень
профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту,
коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной
деятельности и ее успешность. Накопление и систематизация документов портфолио
ведется в течение межаттестационного периода деятельности педагогического
работника в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает видение
«картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение
отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация
результативности его работы. Педагогический работник сам отбирает и формирует
своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом.
Структура портфолио
Структура портфолио представлена следующими разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории.
1. Титульный лист (Приложение 1)
2. Содержание портфолио
3. Визитная карточка педагогического работника
·
ФИО
·
образование (образовательное учреждение,
год окончания, специальность,
квалификация)
·
должность
·
стаж: педагогический__________________;
по
должности___________________
· наличие квалификационной категории______
Данные сведения подтверждаются копиями документов об
образовании, стаже, аттестации педагога.
4. Самоанализ деятельности педагогического работника
Пишется
в свободной форме и может иметь следующую структуру:
основные идеи, которыми педагог
руководствуется в своей деятельности, его кредо, выделение основных целей на
конкретный межаттестационный период, способы достижения целей, характеристику
творческой деятельности объединения, наиболее значимые достижения, возникшие
проблемы и пути их решения, перспективы.
5. Самообразование и повышение квалификации
В этот раздел помещаются все данные об
используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной
подготовки (работа в РМО, ГМО, участие в семинарах, конференциях, наличие
методической темы, обучение на курсах повышения квалификации, дополнительное
образование, обучение в аспирантуре, докторантуре) и подтверждено материалами
(программы семинаров, конференций, сертификаты, удостоверения, справки,
дипломы, благодарности, отзывы, и др.).
№ Форма самообразования Сроки Подтверждающие материалы
6. Научно-методическая деятельность педагогического работника
(работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта)
1. Наличие собственных методических разработок (дать
полный перечень и приложить некоторые из них)
№ Название методической разработки Сроки создания Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернете и т.п.)
2. Наличие публикаций по проблемам
развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный
перечень и приложить самые интересные работы)
№ Название публикации Название издания Издательство Год выпуска Кол-во стр
3. Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, открытых занятий и мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество
№ Название мероприятия Дата проведения Форма участия Подтверждающие документы
7. Организация образовательного процесса
В разделе должны быть представлены:
1.
Материалы по организации образовательного процесса:
- образовательная программа
- перечень УМК к образовательной программе
- технологические карты или конспекты (разработки)
занятий
- информационно-аналитические карты или другие
материалы внутреннего контроля посещения занятий администрацией,
методической службой вашего учреждения и др.
- самоанализ занятий
- перечень используемых педагогом электронных
образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно,
создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение
профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов
по выбору аттестуемого.
2. Работа с родителями
№ Форма работы Подтверждающие материалы
8. Результативность деятельности и достижений обучающихся
за последние 5 лет
В разделе должны быть представлены:
1.
Используемые педагогом заполненные формы фиксации образовательных результатов и
динамика результативности освоения образовательной программы обучающимися.
2. Достижения обучающихся (представить
подтверждающие документы).
№ Название олимпиад, конкурсов, конференций, смотров и т.д. Год Уровень мероприятия (ОУ, районный, городской, региональный, всероссийский, международный) Кол-во детей Результат
3.
Преемственность обучения (поступление обучающихся в ВУЗ, другие профильные
объединения и учреждения).
4.
Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах.
Представляются материалы, отражающие
официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации,
отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, родителей, выпускников,
сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества
образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).
9. Личные достижения педагогического работника
В этот раздел помещаются все имеющиеся у
педагогического работника сертифицированные документы, подтверждающие его
индивидуальные достижения: официальные награды, дипломы лауреатов и участников
педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты
(документы на получение) и т.д.
1. Официальные награды (приложить
подтверждающие документы).
№ Награда, звание Дата получения
2.Участие в педагогических и
профессиональных конкурсах, смотрах и выставках (приложить
подтверждающие документы).
№ Название конкурса, выставки Сроки Результат
10. Участие педагогического работника в инновационной,
экспериментальной и исследовательской деятельности
№ Уровень Форма участия Содержание Результат
Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Электронное портфолио
Подходы к
построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от
индивидуальных особенностей педагога. Электронное портфолио может быть создано
в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде
Web-страницы. Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях.
Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым
мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.
Наиболее
распространены портфолио в виде электронной презентации в среде PowerPoint и
Web-сайта.
Первое, в
большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей
информативной наполняемостью.
Если в
образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное
портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в
качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное
портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из
важных критериев при оценке уровня квалификации.
В то же
время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения,
одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных
ресурсов, которую может постоянно пополнять.
Структура
электронного портфолио педагога
В
соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов
профессионального портфолио педагога:
- портфолио развития - собирается в
педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и
накопленного им опыта в течение определенного времени;
- отчетное портфолио - свидетельствует о
достижении педагогом определенного результата при завершении работы над
каким-либо проектом;
- демонстрационное портфолио - это
коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при
приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Результаты эксперимента по созданию портфолио показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио.
Электронное
портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики
профессионального роста педагога. Электронный вариант имеет ряд неоспоримых
преимуществ перед бумажным, поскольку:
·
объем информации в нем представлен шире и
разнообразнее;
·
информация охватывает не только все
аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу
этой деятельности;
·
навигацию по разделам выполнять проще,
нагляднее и быстрее.